Количество туристов
По сравнению с прошлым годом количество туристов, приехавших в Россию через Выборг в период новогодних праздников, сократилось почти наполовину: с 1 млн человек до 600 тысяч. Турфирмы предъявляют претензии Управлению Федеральной миграционной службы, в ведомстве, в свою очередь, ссылаются на самоуправство гостиничной индустрии…а Выборг по-прежнему остается в проигрыше.
Обязательная регистрация финских граждан в каждой гостинице – мера не сегодняшнего дня. Эти правила в отношении гостей из Суоми УФМС ввел еще 15 января 2007 года. Другое дело, что в ситуации финансового кризиса нововведение привело к плачевным результатам. Иностранцы отказываются ехать в Ленобласть и Петербург. В такой ситуации разорение грозит многим финским туристическим фирмам, а также их партнерам в России. 3 января 2009 года представители туристического бизнеса пошли на вынужденную меру, подписавшись под обращением к президенту Тарье Халонен с просьбой повлиять на российские власти и упразднить введенную систему учета финских граждан. В чем же проблема? Механизм регистрации, по уверению УФМС, предельно прост. Регистрация иностранцев происходит с помощью программы «Электронный курьер», установленной, по словам ведомства, во всей гостиницах Выборга. «Присутствие иностранца не требуется. Документы сдаются на ресепшн, иностранцы поднимаются в номера, и в тот момент, когда выходят из отеля, берут свои документы обратно, получая уведомление о том, что поставлены на миграционный учет. При использовании программы процедура занимает максимум пять минут. Деньги за регистрацию — 2 EURO — идут в карман гостиницы и никуда больше.
Понятное дело, что гостиницы платят налог, в случае Выборга — в администрацию Ленобласти», — описала принцип работы программы начальник пресс-службы УФМС Дарья Новикова. Стоит отметить, что регистрацию необходимо повторять всякий раз, переезжая, скажем, в новый отель. Однако даже не это вызывает претензии компаний.
Возмущение туриндустрии связано с тем фактом, что с Нового года гостиницы стали выставлять гостям счет за регистрацию отдельно, причем размер платы гостиницы устанавливают самостоятельно – от 60 до 150 рублей. Недовольство гостей в этой ситуации вызывает не необходимость идти на непредвиденные расходы, а скорее то, что законодательно размер платы нигде не закреплен, предоставляя гостиницам свободу выбора в этом вопросе. По мнению начальника пресс-службы УФМС Дарьи Новиковой, причина сокращения туристических поездок в Выборг — результат антикризисного шага гостиничной индустрии города. «Вероятно, в связи с финансовым кризисом с Нового года гостиничный бизнес начал взимать с граждан Финляндии эти деньги за постановку на миграционный учет в отдельном и неоговоренном порядке», — предположила пресс-секретарь Дарья Новикова. При этом она подчеркнула, что сами по себе действия владельцев гостиниц абсолютно законны и начали действовать еще с июля 2007 года. Каким же образом в гостинице с иностранцев взимают разные суммы за регистрацию? Как ни странно, в пресс-службе УФМС ответить на этот вопрос не смогли, предложив связаться с Комитетом по информатизации и связи, в ведении которого находится разработка и техническая поддержка «Электронного курьера». В ведомстве нам сообщили, что принцип работы программы предполагает единый для всех гостиниц взнос за регистрацию, который не меняется.
Впрочем, и в гостиницах Выборга информацию об изменении платы за регистрацию не подтвердили. Сотрудники гостиницы «Кировские дачи» и отеля «Летучая мышь», где часто останавливаются финские гости, рассказали, что никогда не берут деньги за регистрацию отдельно, вкладывая ее в общий счет. Администраторы гостиниц также сообщили, что активно пользуются программой «Электронный курьер», а наблюдаемое снижение туристов связывают скорее финансовым кризисом. В других гостиницах города эту версию подтвердили, заметив, что ждут гостей и возлагают надежды на то, что ситуация изменится в ближайшее время…
Финансовый кризис, антикризисные меры гостиниц, неудобная система учета финских граждан – вопрос о том, что в конечном итоге привело к сокращению числа гостей, остается открытым. Однако, по мнению экспертов туриндустрии, именно изменение учета иностранцев в 2007 году существенно повлияло и на доходы отрасли, и на экономику Выборга. Финские туристы проголосовали своими деньгами против нововведений. «Таких правил, как у нас, для иностранных граждан нет нигде. Изменения в законе поставили в сложное положение и турфирмы, и гостиницы, — считает генеральный директор туристической компании SMART TOURS Татьяна Абдельрахман. — В гостиницах раньше не было специально обученных людей, которые занимались бы регистрацией, гостиничная индустрия вынуждена были затратить и силы, и средства на то, чтобы запустить программу «Электронный курьер». Сложный визовый режим и порядок регистрации оказывает значительное влияние на приток туристов. Более того, усложнение работы миграционных служб способно уничтожить туриндустрию страны, считают эксперты. Так, по словам Татьяны Абдельрахман, сегодня туризм в США практически прекратил свое существование из-за того, что в страну практически невозможно получить визу.
Сегодня иностранцам, желающим посетить Россию, приходится преодолеть немало препонов. Для граждан Финляндии эта проблема особенно актуальна: очереди у российского консульства в Хельсинки, дорогие визы. Стоит отметить, что для россиян визит заграницу стоит $25, иностранцам российская виза обходится значительно дороже — $120-200. Вряд ли необходимость регистрироваться заново при переезде из отеля в отель сделает Выборг популярней для финских туристов.