История Сайменского канала (1843 – 1918).

altСайменский канал даже по сегодняшним меркам ХХI века является крупным сооружением, а тогда, в середине ХIХ, он считался грандиозным.
Необходимость строительства этого водного пути к этому времени окончательно созрела, проект назвали «Голубая лента Финляндии». Построен канал был за 13 лет и обошелся казне в 3095450 рублей. Начал строительство Николай I в 1843, а окончил другой русский царь — Александр II в 1856 году, их имена увековечены на арках моста. Что из себя представлял тогда этот канал?

Сооружение канала было само по себе сложным техническим сооружением, но в условиях местности севера, гранитных скал, тяжелого грунта оказалось делом сверхсложным. На самых тяжелых участках работ использовался труд заключенных. Глубина, ширина и шлюзы канала должны обеспечивать проход вверх и вниз по каналу судов длиной 105 метров, шириной 24 метра и осадкой в 8,5 футов.

После прохода судов, по два с каждой стороны, шлюз закрывался. Вода из верхней части канала поступала в шлюзовую камеру, образуя поверхность воды с одинаковым уровнем. Затвор второго шлюза открывался… Судно продолжало свой путь по воде… Суда свободно расходились.

При постройке канала основывались на воздвижении «лестницы», образованной затворами-шлюзами, которые удерживали напор вод озера Саймы и всех озер на пути на соответствующих уровнях.

45 верст — протяженность канала, из которых 30 верст искусственного русла, 28 шлюзов, 6 водосливов и девять мостов — таков был проект.

На строительство был приглашен один из известных шведских инженеров Нильс Эриксон.
О необходимости строительства канала говорили уже с 1499 года, но оно откладывалось по разным причинам: нехватки средств, войн, говорили и замерзании рек и озер, отсюда и неэффективности, но потребность в торговом дешевом водном пути постоянно была.
По ходу строительства менялся первоначальный план, но канал, в конце концов, был построен, и началось его активное использование, приносящее огромную пользу.

Статистика удивляет: 1897 год — 5198 судов, 1910 год — 9402. Доход от Сайменского канала в несколько раз превышал общую прибыль от всех водных путей — сооружений Финляндии.

Благодаря Сайменскому каналу, сообщения по воде между Гельсингфорсом, Выборгом, Петербургом, Таллинном, Стокгольмом, Лондоном увеличились во много раз, и в течение полугода шла активная торговля между городами.

Привлекали эти места и большое количество путешественников. Синие озера, скалистые берега, живописнейшие острова обращали на себя внимание художников, писателей и поэтов.

Вот одно из этих описаний Сайменского канала того времени.

«Путешествие наше было приятно. Пароход небольшой, быстроходный, блестел чистотой. Он быстро плыл по озерам, каналам, заливам, изредка причаливая к пристаням, чтобы забрать пассажиров.
Через несколько часов пути мы доехали до славящейся красотой Пункахарью (свиной хребет). Это узкая, гористая полоса земли. Она иногда шириной только в дорогу. Ее склоны с обеих сторон круто обрываются вниз, к воде. Виды, открывающиеся с ее вышины, такой необыкновенной красоты и пленительности и так своеобразны, что сравнивать их ни с какими в мире нельзя.

Пункахарью прихотливо вьется по глубоким, прозрачным озерам. На них рассыпаны бесчисленные острова и островки. Сосны с рыжими стволами, печальные ели, раскидистые голубоватые можжевельники заполняют пейзаж до безграничных далей. Все это отражается в тихой, зеркальной воде. Построек почти нет, или они прячутся в чаще лесов. Весь пейзаж вызывает в душе чувство какой-то ясной и прозрачной тишины Елисейских полей.

Я была совершенно очарована неожиданными для меня дивными видами. К сожалению, мы в тот же день должны были вернуться. Кажется, никогда с такой жадностью, увлечением и страстью я не работала, как в этот незабываемый день. Мне так хотелось захватить в свои объятия все, что я видела, — воздух, воду, лес…».
 

На главную

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *