Валаамский монастырь по обе стороны границы.

alt

altНа Ладожском озере, на островах Валаамского архипелага удивительной красоты, находится Валаамский монастырь, история которого трагична так же, как трагична и история этого северного края. Возникновение монастыря по разным историческим источникам относится к эпохе Александра Невского, а точнее, к 1407 году, эта дата была определена из «Сказания о Валаамском монастыре».

Двадцать лет здесь жил инок Савватий — основатель Соловецкого монастыря. XV век считается временем укрепления Валаамского монастыря, и к началу XVI века здесь уже было около 600 монахов. Эта обитель переживает много бед и лишений: эпидемии, пожары, погромы, времена забвения, набеги варваров, которые убивали монахов, сжигали храмы и выбрасывали в воду церковную утварь…

В начале XVII века шведы осаждают северные города и полностью разрушают Валаамский монастырь, погибают монахи, а оставшиеся в живых уходят в Старую Ладогу.
В середине XVII века пожар опять уничтожает часть монастырских строений. Обитель всегда страдает от пожаров и восстанавливается трудом монахов. Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил решает заняться каменным строительством на Валааме. Каменные постройки Валаамского монастыря начинают возвышаться на островах.

Во время своего царствования монастырь посетил император Александр I, где провел трое суток в молитве и посте. Государь даровал монастырю земли, что определило его дальнейшее строительство.

В конце ХIХ века это уже крепкое монастырское хозяйство, где сооружения на островах строятся под контролем известных архитекторов, на территории монастыря были больница, аптека, различные мастерские, изделия которых продавались и вне обители, а средства шли для нужд монастыря. Здесь было несколько пекарен, налажено пароходное сообщение (приобретены три колесных парохода, было постоянное сообщение с Петербургом), построены 126 километров дорог (на каждой вырубался памятный знак – год строительства), пристани, много садов, выращивались южные плоды, арбузы и различные культуры, обеспечивающие продуктами весь монастырь. Основан рыбный завод, конный завод, и были основаны подворья монастыря в Петербурге и других городах.

Русский художник-живописец Иван Шишкин посещает Валаам со своими учениками, и многие из них становятся известными художниками, благодаря картинам о Валааме. Монастырь славится по всему миру, укрепляется православная вера. Приводится в порядок богатейшая монастырская библиотека, в монастыре печатаются книги. Укрепляются и правила для монашествующей братии.

К началу ХХ века в монастыре проживало около 1000 человек, работающих на территории единого архитектурного комплекса.

Слово «Валаам» происходит из финского языка, что обозначает «валам» — высокая каменистая земля. Монахи видят в слове, близкое к имени пророка Валаама. В течение веков этот Валаамский монастырь был религиозным и культурным центром, имея свои времена взлетов и падений, но никогда не претерпевал такую катастрофу, как после 1917 года.

В декабре 1917 года была провозглашена независимость Финляндии и Валаам оказывается на ее территории, тем самым, монастырь спасается от тех страшных репрессий, которые были в 20-30 годы. А уже во время Зимней войны в 1940 году из монастыря снаряжают обоз в Финляндию, увозя самое ценное.

Около двухсот монахов и послушников Валаамского монастыря переходят на территорию Финляндии и спасают монастырские святыни.
На скромные средства они покупают землю и начинают строительство Нового Валаама.

Первоначально монахи остановились в Каннокоски, затем в местечке Паппиниеми, где ими была случайно обнаружена православная икона преподобных Валаамских чудотворцев Сергия и Германа, основателей знаменитого Валаамского монастыря, эта икона и послужила выбором места новой обители — Нового Валаама.

Много православных святынь можно увидеть здесь: епитрахиль святого праведного пророка Иоанна Кронштадтского, иконы Коневецкой и Валаамской Божией Матери, икону Тихвинской Божией Матери, украшенную бриллиантами и жемчугами, книги монастырской библиотеки — все это было сохранено на финской земле.

Здесь, в возрасте 111 лет, почил последний печенгский старец — монах Акакий.

В Финляндии находится и Музей Православия, где тоже есть православные святыни: гробница преподобных Валаамских Сергия и Германа, Напрестольное Евангелие, вериги, которые, по преданию, могли принадлежать преподобному Трифону.

В местечке Иломантси, на севере Финской Карелии, отмечается один из старейших православных праздников святого пророка Илии — Ильин день. Построенная в 1891 году деревянная церковь становится центром праздника, где собираются тысячи гостей. Это является и проявлением традиций карельской культуры, здесь проводятся выставки икон, культурные чтения и концерты православной музыки.


Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *