Неделя в стране озер. День третий

 altГребля
      Всю ночь шел мелкий дождь. На улице похолодало до +12. Даже наша бойкая Мари сегодня заспала, не то от погоды, не то от вчерашнего сахти. Позавтракав, снова загружаем в микроавтобус вещи и тела. Выдвигаемся на запад в регион Пирканмаа. Морось за окнами то прекращается, то снова возобновляется. Небо до горизонта заволокло серыми тучами. Проплывают знакомые уже финские пейзажи — озера, острова, лес. Такое впечатление, что второй день нас возят вокруг огромного озера. В конце салона у нас столик, за ним минибар с остатками пива и минеральной воды. За столиком четверо самых стойких пишут пулю. Остальные полудремлют в своих креслах. Мари, натянув шерстяные носки, поджала под себя ноги и читает местную прессу, изредка переговариваясь с водителем. Сонное царство длится пару часов. Наконец мы подъезжаем к Тампере.
      По программе третьего дня пресс-тура посещение специализированного рыболовного магазина «Тампереен Каластусвялине» (www.tampereenkalastusvaline.fi). Удивить нас как бы нечем. Ассортимент обширный, но даже в Киеве на «Бухаре» цены ниже. Бросается в глаза широкий выбор нахлыстовых снастей, мушек. Присутствуют все составляющие для вязания мушек от петушиных перьев до станков и инструментов. Веселимся, глядя на набор «молодого Папы Карло» — воблеры-самоделки. Человек тут же у стенда выбирает себе готовые заготовки деревянных воблеров, краски к ним, оклейку и оснащение, а дома берет это все в «очумелые ручки» и собирает. Короче — конструктор для рыболова «Сделай сам». В остальном кардинального отличия от киевских рыболовных магазинов мы не заметили. Пообщавшись с хозяином, прикупаем себе немного приманок на лососевых рыб и едем дальше в местечко Ваммала. В дороге Мари раздает нам каталоги «Паспорт рыболова — районы и услуги по рыбной ловле региона Тампере». Оказывается, регион Тампере еще именуется, как «Край судака». Жаль, что судак в это время здесь не ловится…
     

      Час в пути и мы знакомимся с хозяевами фермы «Вяхя-Хиссо», где обедаем и размещаемся в шикарных коттеджах. Финские домики расположены на каменистом склоне холма, покрытого лесом, на расстоянии сотни метров друг от друга. Из окон открывается шикарный вид на озеро. Вокруг нетронутая природа: высокие сосны и ели, на мху, покрывающем валуны, цветет черника, стоит тягучий запах смолы и лесных трав, умытых дождем. Располагаемся в двух коттеджах — Мари, Наташа, Юра, Владимир, Андрей и Виктор в верхнем, Виталий, два Александра (Беляев и Терещук) и я в нижнем. В 30 метрах под нами сауна, небольшой причал с привязанной лодкой.
      В доме пахнет деревом, только полы покрыты лаком, все остальное — натуральное дерево. Две отдельные спальни, второй полуэтаж с двумя кроватями, посреди зала большой камин, мягкие кресла и диван. Широкое крыльцо с двумя деревянными столами выходит в сторону озера. Ни крыльцо два выхода — один из зала, второй из душевой и встроенной сауны. На кухне все необходимое от холодильника с микроволновой печью до рюмок, вилок и ножей. Кстати, дома в Финляндии снаружи чаще красят под цвет сосновой коры (темно-коричневый), а по краю крыши и окон делают белые обводы. Такие цвета очень гармонично вписываются в окружающую природу, не нарушая общего колорита. Если во дворе есть собака, то у нее свой финский домик-конура, окрашенная в тех же тонах.
      Не успели мы разместиться, как последовала команда нашего «диктатора» Мари одеваться на озерную рыбалку и строиться со снастями на выходе. Снова бегом грузимся в автобус и отправляемся на рыбную ловлю с лодок на озеро Раутавеси.
      Само озеро довольно большое, с массой каменистых островов, поросших березой елью и сосной. Выходим около большого причала, нас ждут рыболовные гиды с готовыми к бою снастями, лодками, непромокаемой одеждой. Трех желающих приглашают в катер на троллинг, для остальных приготовлены пластиковые шлюпки с веслами. Как представители рыболовных журналов, отказываемся от троллинга, предпочитая активный кастинг. Поднявшийся ветер разгоняет дневную серость и сквозь тучи начинает проглядывать солнышко. Облюбовав крайнюю шлюпку, переносим с Сашей Беляевым в нее свои снасти. Пластиковое судно оказывается довольно неустойчивым, но очень ходким. Катер с троллингистами стремительно уносится к далеким островам, а мы по ветру гребем к ближайшему, где издали, просматриваются остатки прошлогодней травы и торчащие из воды валуны. В озере кроме белой рыбы есть окунь, щука, судак и жерех. Жереха в финские водоемы запустили сравнительно недавно. Как обычно перед рыбалкой финские товарищи демонстрируют утренний улов, показывая тем самым, что рыба в водоеме есть…    

      Журналистский народ, почувствовав в руках скрытые резервы и предрасположенность к гребле, расплывается по озеру, борясь с волнами и ветром. Понимая, что лососей нам снова не половить, начинаем с Сашей грустить. Потом, решив, что уж лучше такая рыбалка, чем совсем без нее, начинаем искать окуня и щуку, болеющих после нереста. Простучав пару глубоких мест на предмет отсутствия судака, добираемся до небольших зарослей прошлогодней травы. Саша цепляет колебалочку «Acme», я желтую вертушку «Aglia Long» №3. Первые же забросы под траву аукаются нам парочкой зубастых недорослей по грамм по 500. Мы уж их и отпускали, и грозились наказать, и плавали лодкой у них по головам — крупной щуки нет, а мелочь долбит вовсю. В результате запустили для отчета в выданный пластиковый ящик штук восемь щурят покрупнее, обошли остров по кругу и, негребшись до экстаза, вернулись к пристани.
      Вся суть заключалась в том, что нам не выдали якорей. Усилившийся ветер прибивал к берегу с нависшими деревьями буквально после пары забросов, откуда ловить было жутко неудобно. Пока основной коллектив пил кофе на берегу, мы коварно отвязали три веревки от лодок коллег и, подобрав подходящий булыжник, вернулись на прежнее клевое место. Но тут нас ждал полный ноль! Щука, час назад бросающаяся на все что двигалось, теперь просто исчезла. Поупражнявшись в дальности, меткости и сменив кучу приманок, мы решили сменить место, отдавшись на волю ветра. Снесло нас под противоположный остров, где в узком месте между тремя островами было довольно приличное течение. Издали заметили лодку Александра Терещука, который стоял около моста на самой струе. (Почти все озера здесь соединяются узкими проливами, в некоторых местах на таких проливах даже есть небольшие пороги.) Здесь же курсировал катер с нашими любителями троллинга, восседающими в мягких креслах и попивающими пивко. Бросив якорь на границе жухлой травы, начали пробивать место. После очередного заброса и проводки вдоль кромки травы, уже у самой лодки ощущаю бодрый удар по вертушке и навис щуки. Поборовшись с хитрой бестией, сразу же рванувшей в заросли травы, извлекаем ее на свет Божий при помощи подсаки. Все. Пора грести назад. Опять, из-за финских щук пропустили сауну и отдых перед вечерними «активитетами»!
     

      Поднимаем якорь и гребем против ветра к берегу. Тут уже собрались почти все наши, одну щуку они поймали на троллинг и одну с пристани. Нагреблись все порядочно. Финны удивляются, где это мы нашли столько щуки. Показываем якорь, они удивляются еще больше и обещают сами попробовать ловить с якорем. Наконец подгребает Терещук отловивший на быстрине почти двухкилограммового жереха. Гид поясняет, что поймай он такого на прошлых соревнованиях, то его фото было бы во всех газетах. Может серьезно говорит, может шутит…
      Фотографируемся всем коллективом по просьбе финского рыболовного журнала «ERA». Снова на утренний клев не попали, а с вечернего клева уехали — это уже становится традицией. Загружаемся в автобус и следуем со слов Мари на маленький вечерний «активитет».
      Угадайте, какой сюрприз нас ожидал по прибытию на место! Нам предъявили кучу байдарок и пояснили, что вон там вдали — остров, на острове костер, горячий кофе и ужин. Садитесь, мол, гости дорогие, в байдарки и гребите отсель на запах ужина. Мы с Сашей умудрились влезть на катер хозяина и корчили из себя всю дорогу спасателей — уж больно надоела нам гребля за день. Остальным места не хватило, и они погребли.
      Отважные журналисты-байдарочники скользили на хлипких пирогах по черной глади вечернего озера. Жажда, голод и холод гнали стаю на далекий огонь костра…    

      Пардон, о чем это я? Ах да! Благополучно и без потерь преодолев водные просторы, мы ступили на поросший травой мшистый берег. Здесь пахло разными вкусностями: вокруг костра (распятая на досках) готовилась красная рыба. По кругу лежала завернутая в фольгу и пеклась картошка. Рыболовный гид при нас посыпал крупной солью двух самых крупных щук из дневного улова и, завернув в фольгу, положил около костра. Пока это все готовилось, мы разминались красным сухим вином, пивом, салатами и другими холодными закусками. Кстати, приготовленный на досках вокруг костра копченый таймень очень и очень вкусен. Каждую филейку прибивают деревянными щепками к доске, предварительно посолив и поперчив. Доски с рыбой ставят от костра на расстоянии 0,5-1 м. Готовят около часа, периодически сбрызгивая рыбу смесью воды, лимонного сока и соли. Вкуснотища получается неописуемая! Думаю так можно готовить любую рыбу, было бы желание.
      Время, как серые тучи над головой, незаметно летело за разговорами. Костер мерцал углями, было тепло и уютно в хорошей компании. Финские рыболовы показывали фотографии своих рекордных лососей, пойманных нахлыстом в Лапландских реках в прошлом сезоне. (Таки-и-е, я вам скажу, серьезные рыбки по 15-20 килограмм каждая!) Демонстрировали свои коллекции уловистых мушек. Приглашали в гости на серьезную рыбалку…
      За разговорами и байками не заметили, как начало темнеть. Кто-то самый хитрый умотал на нашем катере, бросив на берегу пару байдарок. Нам с Сашей Беляевым ничего не оставалось, как грести в полумраке к невидимому ночлегу, ориентируясь по звездам, что скрывались за тучами. Описав круг почета, высадились на берег, вытащили нашу пирогу на травку и по склону знакомого холма, мимо баньки, взобрались к коттеджу. Помню приходил в гости Андрей Боечко, притащил пакет со щуками в фольге и картошкой. Посидели еще с часок за… обсуждением впечатлений на кухне, и, кажется, разбрелись спать.