Православные кресты в центре Хельсинки. Фрейлина Государыни
На старом православном кладбище в центре Хельсинки православных крестов больше, чем где-нибудь, скажем, в центре России, где на гигантских кладбищах чуждые православному человеку деревянные тумбочки 50-70 годов, жестяные изобретения 80х и тяжелые надгробия — мавзолеи 90х. На двух православных кладбищах в Хельсинки — кресты или памятники с крестами. Здесь, на чужбине, лежат русские православные люди.
Большое православное кладбище, здесь начались захоронения еще в начале ХIХ века, когда Финляндия входила в состав Российской Империи. Как и все кладбища в Финляндии — оно ухожено, летом много цветов, зимой — поминальные свечи. Сюда приходят люди… Кто они? Родственники, почитатели русской истории, туристы… — все они приходят не из праздного любопытства, а хотят вспомнить тех, кто покоится здесь, помянуть этих русских людей, многие из которых оставили след в русской истории.
Правильно говорят, хочешь знать все о стране — посети родильный дом и сходи на кладбище. Читаешь эпитафии на памятниках и чувствуешь, как близка была этим людям Россия. Посещение кладбище не только приводит к мыслям о жизни и смерти, но и дает информацию о том, как жили эти люди, как жила страна в это время, появляется желание узнать больше о том или ином человеке, который покоится здесь.
Если пройти несколько десятков метров прямо от входа — увидишь скромную могилу Анны Александровны Танеевой (Анны Вырубовой)
Когда-то любимица императорской четы, дочь влиятельной русской семьи, покоится она на финской земле, где пережила сильные душевные волнения, не менее тех, что ей пришлось пережить в последние годы в России. В газетах писали разные, порой отвратительные вещи, называя ее и распутницей, и предательницей. Русская эмиграция не приняла ее. Она чувствовала себя чужой здесь. Ноша, которую ей пришлось нести уже много лет, порой казалась непереносимой. Грели душу только те светлые воспоминания, которые были связаны с царской семьей, c отечеством и родителями. Она пишет книгу воспоминаний «Воспоминания о русском Дворе и революции». В России эта книга выходит под другим названием. В течение всей жизни в Финляндии она чувствует себя в глубокой скорби, думая о любимой ею царской семье, испытавшей так много. Она молится за них, за свой поруганный русский народ, за отечество, переживающее вселенскую скорбь.
Вторую книгу «Фрейлина Государыни» она пишет спустя годы, в ней она меньше всего говорит о себе. В книге — вся история трагического переворота, любимая ею царская семья, в книге она пишет о царских детях, о Государе и своей подруге — Государыне. Она прекрасно осознавала, что ей, очень близко знавшей эту семью, необходимо сказать правду, и она ее говорила. Россия всегда была в ее сердце, как и Государь и Государыня всегда были с ней, она не разделяла их.
Жила Анна в Финляндии скромно, часто даже бедно, в каком-то постоянном страхе. Она общалась только с духовными людьми, которые и поддерживали ее, как могли. С глубокой благодарностью вспоминала она своих родителей, которые воспитали в ней преданность Богу и Престолу. Молитва спасала ее в жизни. Она часто ездила на Валаам, несмотря на очень больные ноги.
Маршал Маннергейм писал ей в июне 1940 года: «Свыше тридцати лет я знаком с Госпожой Анной Танеевой, с её уважаемыми родителями и со многими членами их рода и прошу этим всех тех, кто окажется в общении с Госпожой Танеевой — много выстрадавшей, кроме того, ставшей инвалидом после железнодорожной катастрофы — Относится к ней сочувственно и с пониманием».Эта была поддержка мужчины, понимающего весь трагизм ситуации хрупкой и больной женщины, которую так и не приняла русская эмиграция. Умерла она 20 июля 1964 года, ей было 80 лет.
Анна Александровна Танеева. Скромный памятник ей был поставлен Православной общиной.