День четвертый.Неделя в стране озер.

altПороги!  
 Пятница, 17 мая, 8 часов утра после раннего завтрака. Снова загружаем вещи в автобус, прощаемся с гостеприимными хозяевами и отправляемся в местечко Куру, для знакомства с «рыбной деревней» на речушке Сиккиляйоки. Капает мелкий дождь. Похолодало до +5 градусов. В автобусе тепло, но как будем рыбачить, если не дадут теплых вещей? Мари вручает каждому лицензии на лов рыбы в регионе Тампере. На 7 дней стоимость 5 евро. Поймать можно три лососевых рыбы в день. Если несколько раз попадается рыба ниже установленных размеров — предписано сменить место, дабы не травмировать недорослей.
      Посыпанная гравием проселочная дорога выводит нас к неширокой речушке. Невозможно поверить, что в этом ручье водится таймень и форель. Народ выскакивает вслед за Исмо Колари (менеджером проекта рыболовного туризма в регионе Тампере), под моросящий дождь к небольшой избушке на берегу, где горит костер. Мы же, как три главных рыболова, пытаемся быстро достать свои приманки и снасти, натянуть на себя какие есть теплые вещи.
      Накидываю капюшон и трусцой бегу под ели к избушке. Для ручья шириной 5 метров даже не пытаюсь расчехлить свой спиннинг длиной 2,7 м. Выбираю из предложенных снастей «Шимановскую» коротышку с леской 0,2 мм. Цепляю маленькую вертушку, и под руководством гида, застывшего под кустом, пытаюсь поймать неведомую мне рыбу — тайменя. Вода в речушке прозрачная и неглубокая, но черное дно вводит в совершенное заблуждение. Если там конечно есть рыба, то ее никак не увидишь. Гид, на финско-английском языке, поясняет, что утром в этом самом месте он поймал тайменя на кило с лишком. Пытаюсь разведать на какую приманку. Он протягивает мне небольшую «Абушную» колебалочку с наклейкой из латунной фольги.
      Сменив приманку, меняю место. Возвращаемся к нашим — одни греются у костра под огромной елью горячим кофейком, другие усердно метают блесны и воблеры в центр небольшого разлива шириной 30 метров. У Володи Мазура уже был сход. Виктор Мителкин говорят, уже поймал тайменя. Примечаю место счастливого редактора «Академии» и по тропинке сквозь кусты двигаюсь в его направлении. Зацепив блесну за кусты Виктор обрывает леску. Отправляясь к гиду за новой приманкой, советует забрасывать вдоль кустов вербы, торчащих из воды.
      Становлюсь на его место. Первый заброс, медленная проводка. Под самым берегом блесна исчезает из виду, и черная тень стремительно рвет фрикцион, прижимаясь ко дну. Чу! Что за зверь! Затягиваю фрикцион до предела, прут сгибается колесом, а рыба и не думает сдаваться. Будь на крючке щука или жерех уже бы точно всплыли к верху брюхом от усталости. От поспешных действий удерживает диаметр лески и желание продлить игру. В конце концов, поднимаю рыбу к поверхности, секунду наслаждаюсь видом темно-коричневой рыбы с блесной засевшей в углу рта. Мгновение — и рыба снова, упорно выжимая звуки из фрикциона катушки, стремится к черному дну. Откуда у нее столько сил? Александр Терещук и Саша Беляев приходят на помощь. После очередного рывка рыба на мгновение расслабляется у поверхности и благополучно попадает в подсаку. Ура! Первый мой таймень пойман! Какой же он скользкий, сильный и красивый! Выпутываю рыбу из подсаки и освобождаю место ребятам — теперь можно и кофейку испить у костра. Только теперь понимаю, что курточка и кроссовки промокли от дождя, мокрые руки и лицо горят от возбуждения, но мне хорошо — я поймал первую в жизни лососевую рыбу!
         

      Мы бы, конечно, зависли на этой речушке до вечера, но Мари не терпит отклонений от программы и потому настойчиво улыбаясь, заставляет нас сматывать снасти. Быстро перекусываем печеной картошкой и копченой рыбой, запивая все это, горячим кофе. Прощаемся с хозяевами, обещаем как-нибудь их навестить и, заняв места в автобусе, двигаемся дальше на знакомство с фермой «Яминки», которая специализируется на организации разных программ и «активитетов» на природе. (Слово «активитет» в устах Мари, меня все больше настораживает… Я все жду, ну когда же мы будем прыгать по лесу в мешках!)
      Снова проселочная дорога, посыпанная гравием, заросли молодого сосняка и березок. Периодически попадаются непонятного назначения деревянные вышки, торчащие из молодого леса. Мари объясняет, что это вышки для наблюдения во время охоты на сохатых.
      Во дворе хутора «Яминки» нас встречает хозяин Тимо Хелин и говорящая по-русски хозяйка Леена Хелин. Хутор расположен в 70 км от Тампере на берегу большого чистого озера Нясиярви. Хозяйка нам показала два дома для гостей на 4 и на 15 человек, аренда которых соответственно стоит 400 и 800 долларов в неделю. Для отдыхающих по ее словам «здесь открываются широкие возможности купаться в озере, грести на лодке, гулять по лесу, ходить на рыбалку или только развлекаться на лоне природы». Хозяин же оказался матерым охотником на лосей. Правда охотится на них, он предпочитает не на своем острове, а на соседнем, тем самым, оставляя возможность туристам созерцать оных в его владениях.
         

      Отведав лосины, лососины и других лесных даров, погревшись в «кресле-качалке на троих» у камина под треск березовых поленьев, и вкусив десерт из лесных свежемороженых ягод со сливками, мы пошли бродить по лесу, ведомые неутомимым хозяином. Народ кряхтел и мерз от ветра. Промокшие ноги напоминали о себе. Наконец, в конце тропы замаячила охотничья избушка и дымящий вигвам лопарей. Забрались мы в теплую коту, хлебнули горячего охотничьего напитка из лесных ягод и неких алкогольных добавок, разогрелись до такой степени, что 4 градуса тепла и ветер нам были уже не страшны. Только приступы легкой изжоги от испитого «глинтвейна из портвейна» немного портили настроение (видно не для наших желудков годится этот аперитивчик). Прощаемся с хозяевами и снова в путь, нас ждет ночевка в местечке Вилппула на ферме Пелтола.
      Очередной переезд и в 15-00 размещаемся на ферме экологического земледелия Пелтола. Продукты, выращиваемые на ферме, считаются экологически чистыми, потому что в земледелии хозяин не использует химические удобрения и другую «химию». (Так и у нас колхозы уж лет десять как про химию забыли…)
      Сопровождающий нас по Тамперенщине Исмо Колари, специалист по ловле пудовых судаков троллингом и любитель нахлыста, знакомит нас с рыболовным гидом номер один в Финляндии Юхой Хаппоненом. Юха не просто финн, он — финн-метеор! Очень живой в общении, все время улыбается, а угнаться за ним по берегу при смене мест ловли вообще проблематично. Так вот этот самый Юха приготовил для нас рыболовные комбинезоны «Шторм», резиновые сапоги, кучу снастей и приманок и крутился как юла по двору, выгоняя всех на рыбалку.
      Снова на скорую руку побросав вещи в комнаты, облачаемся в комбинезоны. Небольшая морось с чуть посветлевшего неба периодически сменяется пролетающими снежинками. Нашим девушкам выдают перчатки. Грузимся в автобус и за машиной Юхи направляемся на расположенный рядом порог.
      И вот, наконец, один из самых популярных среди рыболовов региона Тампере порог Вилппулакоски! Он расположен между двумя озерами. Ловить разрешено только на искусственные приманки. Здесь есть кумжа, форель, хариус. Ниже порога в широком разливе кроме лососевых рыб водятся щука, судак, язь и окунь.
         

      Вода, бешено вырываясь сквозь узкую горловину моста, разбивается всмятку о торчащие валуны, бурлит и пенится в стремительном беге к широкому разливу нижнего озера. Мы, следуя уже сложившейся традиции, приезжаем на ловлю задолго до вечернего клева. Нашу группу сопровождают четыре рыболовных гида. Выбираю из предложенного Юхой набора снастей дайвовский ультралайтовый спиннинг с кастингом 5-12 г, переставляю ручку шимановской катушки под левую руку. Юха улыбаясь, хлопает по плечу: «Ультра лайт — вери гуд!». Дает коробочку с тремя рапаловскими воблерами «Countdouw», небольшой колеблющейся блесной, вертушкой «BlueFox» №2 и желтым стримером на джиг-головке. Гиды, разбив народ на группы по 2-3 человека, разводят их по порогу. Мы с Беляевым остаемся с Юхой. Он хватает в пучок свои пруты и трусцой уводит нас к порогу. Делаем несколько забросов на стремнине ниже порога. Я благополучно обрываю стример, застрявший в камнях. По команде нашего гида двигаемся выше к мосту. Вдоль берегов четко видны места, предназначенные для ловли — это либо деревянные помосты вдоль бушующей воды, либо удобно расположенные валуны, гармонично вписывающиеся в пейзаж. Мы спускаемся на помост у свай моста, а Юха, по приставленной к мосту деревянной лестнице спускается на небольшой островок между свай. Вокруг стоит гул потока отраженный и усиленный конструкцией моста. Юха вылавливает небольшую форель, показывает нам и отпускает ее назад. Жестикулируя руками и крича, объясняет, что рыба возле него есть, зазывает одного человека к себе. Саша добирается до него по узкому козырьку моста, держась руками за перила. Пару раз проваливается ногой под прогнившее покрытие козырька и балансирует над потоком. В конце концов, благополучно спускается на островок по хлипкой лестнице.
      Привязываю 4-х сантиметровый воблерок раскрашенный под форель. Забрасываю вниз в тоннель для воды под мостом. Маленький воблер упирается так, что легкий спиннинг выгибается в дугу. Делаю несколько оборотов катушки на очень медленной подмотке и ощущаю конкретный навис рыбы. Мой прутик согнуло в кольцо и бешено колотит. Реверс поскрипывает на пределе разрыва лески, а катушку вообще нельзя провернуть. Вокруг стоит рев потока и водяная пыль. Пытаюсь подтянуть рыбину свернутым в бублик удилищем. Делаю несколько оборотов катушки и… Вывернувшись на гребне волны, красавица-кумжа машет мне на прощание хвостом. Сошла! Выматываю примятый воблер. Краска на нем ободралась, но крючки не разогнуты.
      Пока я усердно забрасываю воблер под мост, шепча: «Вернись, я все прощу», Юха ловит еще одну форель, и выпускает. Они с Сашей вообще бросают приманки не дальше, чем на пять метров от себя, и ловят рыбу под ногами. У меня больше поклевок нет. Решаю сменить место и пройтись по берегу в начало порога выше моста, там должно быть тише и спокойнее.
      Нашу «бригаду», оккупировавшую оба берега порога, сразу заметно по красно-белым комбинезонам «русских космонавтов». На противоположном берегу усердно вращают свои катушки Наташа и Юра. На этом берегу Владимир и Андрей пытают счастья, стоя на валунах. Мари и Виталик что-то усердно обсуждают, побросав свои спиннинги под сосну. Нахожу между деревьев прогалину и забрасываю воблер метров на 15, выше подводного камня. Сносимый течением, он проходит чуть ли не впритык с «подветренной стороной» валуна и сразу же следует поклевка! Мягкий спиннинг играет, рыба рвется на свободу! Небольшая, но какая упорная! Наигравшись в вываживание, подвожу ее к берегу и беру рукой. Вот она, первая в жизни форель! Мари восхищается красотой рыбехи, фотографирует меня и сама берется за спиннинг.        

      На той стороне слышны крики и наблюдается оживленное движение. Наташа зацепила приличную кумжу, Юра пришел на помощь. Поднять рыбу на метровый обрыв берега без подсаки они не в состоянии. Делая ошибку всех начинающих рыболовов, хватаются за леску и приподнимают рыбу над водой. Рыба трепещется и кувыркается в воздухе. В результате на полдороги к цели воблер вылетает из костистого рта, и кумжа грузно плюхается в воду. Ребята расстроились, как дети малые! Картину их траура дополняет запыхавшийся, виноватого вида гид с подсакой в руках. По жестам и мимике можно понять, что началось обсуждение величины глаз и габаритов сорвавшейся рыбы. После этого случая раззадорившуюся Наташу нельзя было оторвать от рыбалки даже на чашку кофе.
      На вопрос к гиду: «Брать или не брать полукилограммовую форель?», — услышали вопрос на вопрос: «Ю, беби киллер???» Мы в недоумении решаем отпускать все!
      Мне попалось еще несколько особей форели и кумжи до килограмма. Гид из финского журнала «ERA» зацепил кумжу на 2,2 кг и долго благодарил Наташу за вовремя принесенную подсаку. Владимир зацепил кумжу на 2,1 кг, долго пыхтел над катушкой, топорщил усы и кряхтел. Андрей, четко сработав подсакой, выволок ее на берег. В результате наглая рыбина цапнула Володю за всунутый в рот палец, за что получила по финской традиции палкой по голове. Виктор Мителкин умудрился попасть на глаза шастающей по берегу журналистке и его фото попало в центральную прессу под заглавием «Мистер Мителкин — знатный украинский рыболов». Про что была сама статья мы так и не смогли прочесть, но в том, что взявший в первый раз в руки спиннинг украинец всегда поймает рыбу и станет знаменитым, никогда не сомневались — знай наших!
         

      После трех часов ловли Мари чуть ли не за руку затаскивала всех в автобус. Лишь веский аргумент, что на ужине нас ждет встреча с мэром Вилппулы, оторвал всех от прекрасного и богатого рыбой порога.
      Попарившись в жаркой сауне, собрались на ужин. Украинских журналистов приветствовал мэр города. Поднимались тосты за дружбу Украины и Финляндии, за удивительную, сказочную природу их северной страны, за гостеприимных хозяев и за рыбалку. Мэр вручил каждому кепку с символикой Вилппулы, приглашал на будущее в гости.

      Тайно договорившись, что нас, представителей рыболовных журналов и Андрея, в пять утра на пороги вывезет друг Юхи, разошлись спать.